Размер шрифта

A- A+

Межбуквенное растояние

Цвет сайта

A A A A

Изоображения

Дополнительно

 Версия для слабовидящих
 Обычная версия
Настройки

 

РусскийБеларускi

 

Главная

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

Методический материал по сопровождению замещающих семей

  1. Основные направления работы с замещающими семьями
  2. Положение о приёмной семье
  3. Диагностический инструментарий
  4. Темы для самообразования, проведения семинаров, лекториев, круглых столов для педагогических работников и замещающих родителей

Исследования

Библиотека специалиста

Почему со мной никто не дружит. Психологическая помощь детям-изгоям
Почему со мной никто не дружит. Психологическая помощь детям-изгоям

Большинство детей общаются со сверстниками с той же легкостью, что дышат. Но есть и те, кто задыхается от нехватки кислорода, который дают дружба и внимание сверстников — этим мальчикам и девочкам не хватает знаний и умений самых, казалось бы, элементарных: соблюдать адекватное расстояние при общении с другим человеком, смотреть на него, уметь слушать и задавать вопросы, хвалить и благодарить. Очевидно, что в таких случаях требуется специальная помощь психологов, и Яэль Авраам предлагает им специально разработанную ею программу работы.

Яэль Авраам - школьный психолог, заместитель главы городской психологической службы г. Беэр-Шевы (Израиль).

Эта книга посвящена детям, которые, находясь в группе сверстников, чувствуют себя изолированными, никому не нужными, одинокими. Детям, которых, может, и не травят, но и не выбирают в качестве друзей, мнение которых даже не спрашивают. Автор рассказывает, как можно помочь им.

Эта книга – результат одиннадцатилетней терапевтической работы Яэль с людьми, страдающими от того, что окружающие (прежде всего сверстники) их отторгают.

В книге подробно описаны программы и техники индивидуальной и групповой работы с детьми, рассказывается, чем могут помочь им педагоги и родители. Основной посыл книги Яэль Авраам: группа может жить без «козлов отпущения», но это требует усилий и от детей, и от их родителей.

Издание адресовано прежде всего психологам, но учителя и родители тоже найдут для себя немало ценной информации и, возможно, взглянут по-другому на себя и детей.

*****

Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов
Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов

Панфилова Марина Александровна — доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии, является автором методических пособий по работе с детьми и подростками. Имеет авторские диагностические методики, разработки по игротерапии и сказкотерапии. Является активным членом Всероссийского сообщества сказкотерапевтов. 

В этой книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка.

Дается подробное описание методик для диагностики межличностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологических возможностей дошкольника и младшего школьника.

Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми.

Пособие предназначено для психологов, педагогов, родителей.

*****

Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге
Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге

Книга состоит из 3 разделов. В первом подробно описаны особенности подросткового возраста, основные точки риска, задачи развития. Этот раздел очень удобно использовать педагогам, психологам, родителям как шпаргалку для понимания поведения подростка, его основных проблем и конфликтов.

Во втором даны общие представления о тренингах, рекомендации по их составлению и проведению, подбору упражнений и измерению эффективности занятий. Здесь же рассмотрены основы работы с группой и трудные ситуации, неизбежно сопровождающие работу тренера.

Третья часть книги — набор упражнений, разделенных на модули по темам, — так называемый "чемодан" тренера, которым можно пользоваться комплексно, блочно и "штучно", не внося никаких изменений, извлекая из них отдельные модули или рассматривая их как образцы для своих идей.

Книга будет интересна тренерам, психологам, как опытным, для расширения своих методик, так и начинающим, а также родителям и педагогам.

*****

Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения
Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения

Книга из серии «Сказки-подсказки». В пособии представлены занятия, построенные на беседах и анализе поступков героев авторских стихов и сказок. Не всегда можно своими словами объяснить ребенку, как где следует себя вести. Для того, чтобы можно было посмотреть на свои поступки со стороны, хорошо использовать сказки — о грубой вороне, о чужом мальчике, который нехорошо поступил и так далее.

В ходе занятий дети 3-8 лет приобретают знания о правилах общения со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения в общественных местах, получают более четкие представления о профессиях, знакомятся с основами этикета. Эти сказки помогают воспитателям и родителям корректировать поведение ребенка без лишних нравоучений.

Адресовано воспитателям детских садов, учителям начальных классов, гувернерам и родителям. Пособие может быть использовано как при коллективной, так и индивидуальной работе с детьми.

*****

Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы. ФГОС
Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы. 

Девиантное поведение подростков - одна из самых серьёзных тем в школе. И работа психолога должна быть построена с учетом профилактики девиантного поведения детей и подростков. Данная книга - отличное подспорье для работы.

В пособии представлены программы психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся 5-11 классов с подробной разработкой групповых тренинговых занятий, включающих разнообразные техники и упражнения, направленные на развитие навыков адекватного поведения у подростков с различными формами отклоняющегося поведения.

Предназначено социальным педагогам, заместителям директора по социально-педагогической и воспитательной работе, педагогам коррекционных школ-интернатов и детских центров реабилитации; рекомендовано школьным психологам, классным руководителям, воспитателям ОУ; может быть полезно студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

*****

Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. ФГОС
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. 

Тренинг - одна из наиболее эффективных форм работы школьного психолога, направленная на обеспечение учащимся психологического комфорта и возможности саморазвития.

Настоящее пособие содержит программы подростковых тренингов, где учащиеся развивают свои внутренние ресурсы, учатся владеть механизмами межличностного общения, приобретают способность преодолевать трудности и адаптироваться к новым жизненным ситуациям.

Вниманию педагогов представлены конспекты занятий в рамках предложенных программ. Интересные и разнообразные упражнения и приемы, необычные методические решения и находки будут полезны при организации психологического сопровождения учащихся и формирования их психологического здоровья, в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Предназначено педагогам-психологам образовательных учреждений, может быть полезно классным руководителям.

*****

Секретный мир детей в рисунках. Что вы не знаете о своих детях
Секретный мир детей в рисунках. Что вы не знаете о своих детях

Доктор психологии Розалин Давидо объясняет те символы, которые скрываются в детских каракулях. Она разработала тест-расшифровку рисунков детей, которым пользуются во всем мире. В книге подробно описывается множество примеров анализа детских рисунков от черкания до подростковых сюжетных рисунков.

Непростительно игнорировать рисунки ребенка, ведь это исключительный способ понять, что он хочет, чего боится, о чем мечтает. Взрослый, беря картинку, нарисованную малышом, может использовать ее как тест на умственное развитие, как средство коммуникации, как средство исследования детской эмоциональности.

Через творчество дети приоткрывают дверь в свой внутренний мир. Чуткие родители многое узнают о том, что радует или печалит ребенка, внимательно глядя на его рисунки.

Книга прежде всего для психологов, но будет интересна и любопытным родителям.

*****

Воспитание сердцем. Без правил и условий
Воспитание сердцем. Без правил и условий

Альфи Кон - известный психолог, лектор, независимый исследователь в области образования и человеческого поведения. Автор 14 книг, лауреат нескольких профессиональных премий.

В этой книге Альфи Кон задается вопросом: "Что нужно детям и как нам помочь им это получить?" Ответ на этот вопрос в том, чтобы работать с детьми, а не делать что-то с ними.

Автор уверен: одна из базовых потребностей ребенка — быть любимым безусловно, понимать, что он будет принят, даже если совершит ошибку. В то же время традиционные подходы к воспитанию основаны на поощрениях и наказаниях, дающих ребенку понять, что он бывает любим нами, только когда ведет себя правильно или производит должное впечатление.

Автор не только озвучивает и обсуждает важные вопросы о воспитании, но и предлагает практические стратегии для перехода от "делать что-то с ребенком" до "работать вместе с ребенком", которые помогут воспитать здорового и ответственного человека.

*****
Дети страны хюгге. Уроки счастья и любви от лучших в мире родителей
Дети страны хюгге. Уроки счастья и любви от лучших в мире родителей

Еспер Юуль — известный датский психолог, психотерапевт, специалист в области семейных взаимоотношений, автор нескольких бестселлеров, основатель Международной семейной лаборатории — консультационного центра для родителей.

Автор знакомит нас с датскими методами воспитания детей. Любая семья уникальна и живет по установленным ею правилам, а в основе семейной любви лежат справедливость, гармония, искренность и ответственность. Но родителям нужно всегда прилагать усилия, чтобы достичь желаемого результата. Современные родители понимают, что старые концепции воспитания уже не работают.

Психолог в своем бестселлере разбирает самые распространенные ошибки, которые совершают мамы и папы по всему миру, и рассказывает, как общаться с детьми правильно и сохранить в семье атмосферу любви, взаимного уважения и поддержки. В книге описывается, как научиться быть с детьми на равных, устанавливать личные границы и учитывать персональные интересы, как научить ребенка выстраивать жизнь и находить место в мире.

*****

Создайте счастливый сценарий вашей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и врослых
Создайте счастливый сценарий вашей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и врослых

Автор книги — кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог, разработчик методики «Буквограмма – ключ к успеху» по коррекции и развитию речи у детей 5 – 13 лет.

В книге представлены тесты, упражнения для психокоррекции, сказки, интересные случаи из практики и немного теории театротерапии. Она состоит из четырех разделов.

Первый раздел настроит читателей на соответствующую волну, расширит кругозор, поможет разобраться с такими понятиями, как театральный жанр и психодрама.

Во втором разделе даются основы театротерапии для взрослых и детей.

Третий раздел позволит провести самодиагностику, определить свои сильные и слабые стороны.

Четвертый раздел – практикум, который дает инструменты для создания или изменения своего жизненного сценария.

Авторская методика Светланы Шишковой «Театротерапия» помогает подобрать индивидуальный сценарий жизни, преодолеть подавленное состояние; закрепить здоровые реакции на травмирующие психику ситуации; повысить сопротивляемость к стрессам, обрести внутреннюю свободу и легкость.

Эта методика опирается на разработки режиссеров и театральных деятелей, арт-психологов, нейропсихологов, педагогов. Это — книга-практика, которая прекрасно сочетается с любыми психологическими программами и будет полезна всем, кто хочет добиться большего, понять себя и изменить свою жизнь, а также практикующим психологам и родителям, которым небезразлично развитие детей.

*****

Лабиринт души. Терапевтические сказки
Лабиринт души. Терапевтические сказки

Хухлаева О. В. — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Хухлаев О. Е. — кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета.

В книге представлены терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям от 3 до 15 лет. Сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. Сказки ребенок не воспринимает как нравоучения взрослых, а в историях видит такого же ребенка, как он сам — и наблюдает за решением актуальных для себя проблем.

Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Содержит небольшие рассказы на проработку детских страхов, возрастных трудностей. Есть сказки для малышей, например, про кенгуренка, который никак не мог расстаться с маминой сумкой. А есть сказки для подростков — на проработку трудностей контакта со сверстниками, конфликтов с родителями.

Для каждой сказки указан возраст ребенка— для дошкольников, младших школьников, подростков, для взрослых — и даны ключевые фразы, указывающие на проблему. В конце истории — вопросы для обсуждения, которые помогают понять, «зацепила» та или иная сказка проблему ребенка или нет.

Книга будет полезна как для психологов, учителей и воспитателей, так и для родителей.

*****

Искусство понимать ребенка
Искусство понимать ребенка

Светлана Кривцова - экзистенциональный психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова, научный руководитель проекта «Жизненные навыки: психологические занятия с детьми от 5 до 15 лет». Галия Нигметжанова - детский психолог, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Книга «Искусство понимать ребенка» поможет открыто, непредвзято увидеть свое чадо и тем самым разглядеть самое главное в той или иной конкретной ситуации. И так наконец понять, что можно делать и как поступить.

Немногие из нас сохранили память о детстве как о времени понимания, принятия, открытости. Чаще мы вспоминаем об опыте давления (со стороны родителей и учителей), отвергнутости (со стороны сверстников). И наш характер, отношение к людям и к себе, сама наша жизненная история вырастает из опытов этого детского непонимания. Поэтому особенно хорошо, когда рядом есть чуткий собеседник, которому можно рассказать о своих родительских переживаниях, страхах и сомнениях, которые мы сами запрещаем себе испытывать. И не спеша, доверительно обсудить их в кругу профессионалов и просто неравнодушных людей.

«Задача родителей в том, что, чтобы, общаясь с ребенком, оставаться лучшим собой, таким, за кого перед собой не стыдно. Этот самый главный родительский навык помогает в любой ситуации выбирать правильный тон и правильное действие. От этого зависит, в конце концов, будет ли ребенок хорошо воспитан, будет ли он счастлив».

Книга «Искусство понимать ребенка» входит в серию «Жизненные навыки. Книги для родителей». Это уникальные книги для родителей, которые хотят, чтобы их дети выросли гармоничными, свободными, творческими и счастливыми людьми.

*****

Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе
Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе

Автор книги - известный педагог, доктор психологических наук, почетный член Российской академии образования Ш. А. Амонашвили. В книге - притчи, примеры из жизни, собственный опыт воспитания детей Шалвы Александровича, методы общения с ребенком - метод дорисовывания, молчания, совместное чтение, мужской разговор и другие. И Образ жизни родителей - воспитание, в первую очередь, самих себя.

Ребёнок – не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей нашей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг – и на Земле, и в Космосе, и в нём самом.

Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека – серьёзная задача для мудрых, любящих взрослых, и в первую очередь для пап и мам.

*****

Детско – родительские отношения
Детско – родительские отношения
Работа посвящена проблеме детско-родительских отношений при разводе в семье и особенностях их восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Представлены основные результаты сравнительного исследования восприятия детско-родительских отношений у детей из разведенных и полных семей. В качестве методов исследования были использованы: наблюдение, беседа, интервью, проективные и рисуночные методики. Полученные результаты могут быть использованы в сфере оказания психологической помощи детям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, связанной с разводом в семье.
*****
«Родитель в образовательной организации: права, обязаности, формы взаимодействия»
«Родитель в образовательной организации: права, обязаности, формы взаимодействия»
Вовлечение родителей в управление образованием является одной из важнейших составляющих конструктивного диалога семьи и школы. Настоящая Типовая модель системы общественно-государственного управления образованием с участием родительской общественности (далее – Модель) разработана в 2017 году общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Организация и проведение мероприятий, посвященных распространению успешных механизмов вовлечения родителей в образование». Неотъемлемыми частями проекта также являются разработка комплекта наглядно-информационных материалов по вовлечению родителей в образование и проведение Первого Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями.
*****
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум

Книга представляет собой тщательно подобранный комплекс диагностических материалов по выявлению особенностей отношений между детьми и родителями, предназначенный для работы с родителями и детьми всех возрастов. Практические упражнения, представленные в практикуме, помогут психологу организовать работу по оптимизации детско-родительских отношений, а также личностного развития детей и подростков.

Книга будет полезна психологам детских садов, школ, развивающих и консультационных центров, а также студентам и магистрантам, обучающимся по направлению «Психология».

*****

«Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
«Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»

ченые давно спорят о том, существует ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) на самом деле.

В книге Екатерины Вадимовны Мурашовой , известной по книгам «Ваш непонятный ребенок», «Лечить или любить», «Любить или воспитывать», представлен взгляд практикующего семейного психолога на этот вопрос. Большой опыт работы в детской районной поликлинике дает ей ценный материал для наблюдений.

А выводы, которые она делает, помогут лучше понять проблему и пути ее решения.

ПОСМОТРЕТЬ «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»

*****

Брошюра «Как остановить травлю в школе?»
Брошюра «Как остановить травлю в школе?»

Благотворительная организация «Семья детям» разработала брошюру о том, как помочь ребенку, если он подвергается буллингу в школе, орудием которого являются угрозы, насмешки, клевета, запугивание через соцсети или даже побои. Брошюра «Как остановить травлю в школе?» позволит не только специалистам, но и, прежде всего, родителям, понять, с чего начинать решение проблемы. В ней содержится информация о том, как определить, является ли ребенок жертвой травли, как нужно поступать, если ребенок действительно страдает, и у кого можно искать помощи. Кроме того, брошюра будет полезна родителям, которые еще подозревают или уже узнали, что их ребенок является зачинщиком травли.

Брошюра «Как остановить травлю в школе?» (.pdf, 3,82 МБ)

*****

Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников
Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательном учреждении, его видах и последствиях, вовлеченных сторонах. Особое внимание уделяется гендерному насилию. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Пособие носит рекомендательный характер: на его основе могут быть разработаны национальные методические рекомендации по предотвращению насилия в образовательном учреждении.

Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников

*****

«Психологическая безопасность ребенка в школе»
«Психологическая безопасность ребенка в школе»
Издательство: Феникс

В книге представлены практические советы, которые помогут ребенку справится со сложным школьным периодом

Школа — достаточно сложный период в жизни для каждого ребенка. Ребенок взрослеет, учится выстраивать межличностные отношения, отстаивать свое мнение и уважать чужое. Все это сопровождается стрессовыми ситуациями, переживаниями, конфликтами.

Своевременная и правильная помощь ребенку в этот сложный период от родителей, педагогов, специалистов – это залог успешного будущего. Книга содержит информацию о том, как поднять самооценку, как избежать травли со стороны сверстников, как решать конфликтные ситуации с педагогами и одноклассниками, как помочь ребенку выстроить гармоничные отношения с окружающими его людьми.

*****

«Лучшие психологические тесты для школьного психолога. Практическое пособие»
«Лучшие психологические тесты для школьного психолога. Практическое пособие»
Издательство: Феникс

Сборник тестов, позволяющих провести диагностику мышления, умственного и психического развития детей подросткового возраста
*****
«Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие»
«Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие»
Издательство: РГ-Пресс

Книга представляет собой сборник популярных тестов, направленных на изучение профессиональной психодиагностики и профориентации детей

Тесты, представленные в сборнике, предназначены для диагностики умственного и личностного развития детей, готовности к школе, одаренности, отношений со сверстниками и взрослыми и профессиональных предпочтений, а также для диагностики нарушений в развитии ребенка, причин поведения с отклонениями.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, преподавателей вузов, школьных психологов и учителей.

*****

 


                                                                   

 

Адрес: 220125, Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 22
Телефон: +375 (17) 357 55 21 приемная
Электронная почта: sch202@minsk.edu.by
Регистрационное свидетельство № 1141001022 от 28 июля 2010

 

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький.(Конфуций)