РусскийБеларускi

 

Главная

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

Профориентация выпускников

Цель профессиональной ориентации учащихся рассматривается в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом:

  • cформировать у школьников готовность к общественно-полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно трудиться с пользой для общества и с удовлетворением для себя;
  • это формирование чувства общественного долга, трудолюбия, сознательного и добросовестного отношения к труду, коллективизма, организованности, дисциплинированности.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении в развитии экономики, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по окладу, оплата по конечным результатам труда и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях рынка труда поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.

На этой странице можно получить информацию о наиболее востребованных и популярных профессиях, о самых рейтинговых учебных заведениях, о правилах и возможных ошибках при выборе профессии и много другой полезной информации для будущих абитуриентов.

АНКЕТА (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

Готов ли ты к выбору профессии?

Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:

Знаешь ли ты:

  1. Как называются профессии твоих родителей?
  2. Какие учебные заведения они заканчивали?
  3. Кем собираются стать твои друзья?
  4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
  5. Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
  6. Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
  7. Читаешь ли ты книги о профессиях?
  8. Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
  9. Помогаешь ли ты родителям в их работе?
  10. Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
  11. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
  12. Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
  13. Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
  14. Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
  15. Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
  16. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
  17. Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
  18. Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
  19. Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
  20. Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
  21. Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
  22. Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
  23. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
  24. Работал ли ты когда-либо в свободное время?
  25. Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
  26. Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
  27. Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
  28. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
  29. Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
  30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

АНКЕТА № 1 (для родителей)

"Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

И Н С Т Р У К Ц И Я. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16; "нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12 - 16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8 - 11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0 - 3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

АНКЕТА № 2 (для родителей и детей)

"Каким я вижу своего ребенка"

Вопросы для родителей:

  1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка:

    а) на следующий год после окончания школы;
    б) через 5-7 лет;
    в) через 20 лет.

  2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.
  3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.
  4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?
  5. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
  6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?
  7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое)?
  8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?
  9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?
  10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

Вопросы для школьника:

  1. Кем бы ты хотел быть:

    а) на следующий год после окончания школы;
    б) через 5-7 лет;
    в) через 20 лет.

  2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?
  3. Каковы твои увлечения?
  4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
  5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
  6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера про­изводственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать))?
  7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?
  8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
  9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)
  10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

 


                                                     

 

Адрес: 220125, Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 22
Телефон: +375 (17) 286 55 21 приемная
Электронная почта: sch202@minsk.edu.by
Регистрационное свидетельство № 1141001022 от 28 июля 2010

 

Лучшие уроки дают экзамены. (Славомир Врублевский)