статистика посещений

|


Профориентация выпускников
Цель профессиональной ориентации учащихся рассматривается в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом:
- cформировать у школьников готовность к общественно-полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно трудиться с пользой для общества и с удовлетворением для себя;
- это формирование чувства общественного долга, трудолюбия, сознательного и добросовестного отношения к труду, коллективизма, организованности, дисциплинированности.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении в развитии экономики, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по окладу, оплата по конечным результатам труда и т. д.
Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях рынка труда поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.
На этой странице можно получить информацию о наиболее востребованных и популярных профессиях, о самых рейтинговых учебных заведениях, о правилах и возможных ошибках при выборе профессии и много другой полезной информации для будущих абитуриентов.
АНКЕТА (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
Знаешь ли ты:
- Как называются профессии твоих родителей?
- Какие учебные заведения они заканчивали?
- Кем собираются стать твои друзья?
- Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
- Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
- Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
- Читаешь ли ты книги о профессиях?
- Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
- Помогаешь ли ты родителям в их работе?
- Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
- Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
- Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
- Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
- Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
- Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
- Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
- Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
- Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
- Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
- Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
- Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
- Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
- Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
- Работал ли ты когда-либо в свободное время?
- Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
- Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
- Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
- Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
- Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
- Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
А теперь подсчитай все ответы «да». К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются. 21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг. 11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.
АНКЕТА № 1 (для родителей)
"Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
И Н С Т Р У К Ц И Я. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
- Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
- Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
- Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
- Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
- У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
- Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
- Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
- Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
- Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
- Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
- Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
- Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
- Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
- Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
- Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
- Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16; "нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах: 12 - 16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор; 8 - 11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка; 4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом; 0 - 3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
АНКЕТА № 2 (для родителей и детей)
"Каким я вижу своего ребенка"
Вопросы для родителей:
- Кем Вы хотите видеть своего ребенка:
а) на следующий год после окончания школы; б) через 5-7 лет; в) через 20 лет.
- Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.
- Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.
- Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?
- Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
- Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?
- Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое)?
- Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?
- Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?
- Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Вопросы для школьника:
- Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы; б) через 5-7 лет; в) через 20 лет.
- Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?
- Каковы твои увлечения?
- Какие свои качества ты считаешь положительными?
- Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
- Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать))?
- Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?
- Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
- Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)
-
Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.
Адрес: 220125, Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 22 Телефон: +375 (17) 357 55 21 приемная Электронная почта: sch202@minsk.edu.by Регистрационное свидетельство № 1141001022 от 28 июля 2010
Педагог — это инженер человеческих душ. (Калинин М. И.)
|