Размер шрифта

A- A+

Межбуквенное растояние

Цвет сайта

A A A A

Изоображения

Дополнительно

 Версия для слабовидящих
 Обычная версия
Настройки

 

РусскийБеларускi

 

Главная

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

28.08.2019

Внимание! Стартует курс "Развитие познавательных способностей"

ПОКОЛЕНИЕ «АЛЬФА» и его проблемы

 

Характеризуя проблемы XXI века, психологи говоря о том, что изменился не только мир, в котором живет человек, но и сам человек. Опираясь на конкретные данные, полученные учеными, можно сказать, что существующая реальность обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка. Современных детей, родившихся после 2010 года называют поколением «Альфа», которые уже сейчас не разделяют реальную и виртуальную жизнь, спокойно перемещаясь туда и обратно. Разработчики не дремлют – творят для них голосовые технологии, технологии распознавания эмоций и когнитивного состояния, алгоритмы предсказания поведения, чат-ботов и виртуальных ассистентов, интернет вещей и т.д.

И как следствие у них проблемы с длительной концентрацией, вниманием, памятью. Потому что, текст уступает место картинкам и инфографике. Получив вопрос проще загуглить и мгновенно получить ответ. Не нужно помнить все имена, телефоны и даты, ведь для этого существуют смартфоны и айфоны. Это понятно: ведь мозгу нужно как-то справляться с многими часами потребления информации в день. Когда-то у детей был десяток мультиков на все детство и журнал «Мурзилка» раз в месяц. А у современных детей доступ к  тысячам книг и видео. Рекламный ролик на ТВ (вы помните, что такое ТВ?) еще двадцать лет назад был длиной шестьдесят секунд, а теперь шесть. Среднее время просмотра поста в инстаграме – меньше секунды.

Психологи говорят о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

И поэтому, остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии. Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, успешной учебы, самостоятельности и инициативности.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на 4 года.

На занятиях по РПС ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «…задание надо было выполнить так потому, что…». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Детям предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность. Интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Для проведения занятий по РПС предполагается использование учебно-методического комплекта « Юным умникам и умницам»

Все задания, предложенные в рабочих тетрадях, условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Выполнение заданий на развитие внимания способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

В результате упражнений на развитие слуховой и зрительной памяти у учащихся увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера. Совершенствованию воображения способствует и работа и ИЗОГРАФАМИ (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и ЧИСЛОГРАФАМИ (предмет изображен с помощью чисел).

В процессе выполнения заданий на развитие мышления дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Содержание занятий

В 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников. Непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.

Модель занятия в 1 классе:

  1. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
  2. РАЗМИНКА (3 минуты).
  3. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10-15 минут).
  4. ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
  5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).
  6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
  7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).

Динамика развития познавательных способностей отслеживается с помощью авторской методики О.А. Холодовой. В таблицы учитель заносит результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 33. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Ждем вас на занятиях курса! Торопитесь, первые занятия уже в начале сентября.

Запись у своих классных руководителей и по тел. +375 29 619 36 70 Лариса Ивановна - руководитель курса.

 


                                                                   

 

Адрес: 220125, Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 22
Телефон: +375 (17) 357 55 21 приемная
Электронная почта: sch202@minsk.edu.by
Регистрационное свидетельство № 1141001022 от 28 июля 2010

 

Обучать — значит вдвойне учиться. (Жубер Ж.)