Размер шрифта

A- A+

Межбуквенное растояние

Цвет сайта

A A A A

Изоображения

Дополнительно

 Версия для слабовидящих
 Обычная версия
Настройки

 

РусскийБеларускi

 

Главная

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

Информация для абитуриентов 2021 года

10.05.2021

1. Общая информация

Фактически вступительная кампания начнется со 2 мая 2021 г. с момента начала регистрации на централизованное тестирование. К настоящему моменту уже определены цифры приема и размещены в разрезе специальностей на сайтах учебных заведений, утверждены порядки приема в вузы.

По уровню высшего образования I ступени образования в 2021 году панируется принять 54,9 тыс.абитуриентов в 50 учреждений высшего образования (далее – УВО) .

По уровню среднего специального образования в 2021 году прием будут осуществлять 110 учреждений ССО – колледжей, из них 9 частной формы собственности, и 83 учреждения образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования.

В 2021 году для получения среднего специального образования планируется принять всего 39,6 тысяч человек.

По уровню профессионально-технического образования в 2021 году прием будет осуществляться 125 учреждениями профессионально-технического образования и 41 учреждением образования других уровней, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования по более, чем 250 профессиям.

В 2021 году для получения профессионально-технического образования планируется принять всего 26,7 тысяч человек.

2. Организация централизованного тестирования

2.1. Репетиционное тестирование

Для оказания помощи в подготовке будущих абитуриентов к вступительным испытаниям в форме централизованного тестирования (ЦТ) круглогодично организуется бланочное репетиционное тестирование (РТ) с последующей обработкой бланков ответов и анализом результатов выполнения тестов по технологии ЦТ. На РТ абитуриентам предоставляется возможность ознакомиться со структурой теста, типами, формами и уровнем сложности заданий. В условиях эпидемиологической обстановки абитуриентам 2021 года РИКЗ предоставлена возможность прохождения в три этапа РТ в режиме on-line.

Для качественной подготовки к ЦТ на сайте РИКЗ организовано на безвозмездной основе проведение дистанционного репетиционного тестирования (ДРТ). Для прохождения ДРТ предлагаются варианты тестов по 15 учебным предметам. После выполнения теста испытуемые могут получить свой результат (балл) выполнения теста ДРТ, а также номера верно и неверно выполненных заданий.

В ходе подготовки к вступительной кампании на сайте РИКЗ ежегодно размещаются необходимые абитуриентам материалы: информация по регистрации для участия в ЦТ, адреса пунктов регистрации и проведения тестирования, график ЦТ, памятка участнику ЦТ, инструкция по заполнению бланка ответов, информация о получении результатов ЦТ, спецификации тестов ЦТ. При самостоятельной подготовке к ЦТ РИКЗ рекомендует также использовать сборники с тестовыми заданиями ЦТ 2020 года и предыдущих лет.

2.2. Сроки проведения централизованного тестирования

Непосредственно централизованное тестирование будет проводиться в установленные сроки.

Учебный предмет

Основной этап

Резервные дни

Белорусский язык

16 июня, среда

14 июля, среда

16 июля, пятница

Русский язык

18 июня, пятница;

19 июня, суббота

14 июля, среда

16 июля, пятница

Обществоведение

21 июня, понедельник

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Математика

23 июня, среда;

24 июня, четверг

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Биология

26 июня, суббота

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

28 июня, понедельник

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Химия

30 июня, среда

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Физика

2 июля, пятница

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

История Беларуси

4 июля, воскресенье

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

География

6 июля, вторник

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Всемирная история (новейшее время)

8 июля, четверг

14 июля, среда

18 июля, воскресенье

Выдача сертификатов централизованного тестирования будет осуществляться с 16.07 (основной этап), с 23.07 (по результатам резервного этапа)

2.3. Особенности регистрации на централизованное тестирование в 2021 г.

Регистрация абитуриентов для участия в централизованном тестировании (ЦТ) проводится ежегодно  со 2 мая по 1 июня  в одном из учреждений образования.

Регистрация для прохождения ЦТ в резервные дни осуществляется со 2 июля по 9 июля учреждениями образования, определенными Министерством образования пунктами регистрации для прохождения ЦТ в резервные дни.

При регистрации абитуриент, как и ранее, подает заявление по своему выбору на одном из государственных языков Республики Беларусь.

Заявление для участия в ЦТ абитуриент может подать лично либо через представителя либо заполнив электронную форму на сайте РИКЗ (далее – система предварительной регистрации).

В целях недопущения массового скопления людей пункты регистрации организуют предварительную запись (формируют электронную очередь), что позволит определить дату и время посещения абитуриентами пунктов регистрации. После подачи заявления абитуриенты должны не позднее 1 июня (желательно сделать это сразу) внести плату за прием и оформление документов для участия в ЦТ посредством системы «Расчет» (ЕРИП) в размере 0,1 базовой величины (2,9 руб.) за один учебный предмет.

При подаче заявления через Интернет совершить платеж можно также дистанционно. Абитуриент после внесения платы за прием и оформление документов должен не позднее 1 июня в предложенные ему пунктом регистрации дату и время лично (или через законного представителя) забрать в пункте регистрации пропуск.

Иностранные граждане могут, как и ранее, направлять в пункт регистрации копию документа, удостоверяющего личность, и заявление по почте.

Абитуриенты, которые по уважительным причинам (заболевание или другие не зависящие от абитуриента обстоятельства, подтвержденные документально) не смогли пройти ЦТ в основные дни (согласно графику проведения ЦТ), проходят его в резервные дни) по тем учебным предметам, на которые были зарегистрированы для прохождения ЦТ в основные дни.

      Для регистрации на участие в ЦТ в резервные дни абитуриент должен лично (или через законного представителя), посетить один из пунктов регистрации для прохождения ЦТ в резервные.

2.4. Пункты регистрации на централизованное тестирование и места проведения централизованного тестирования

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 марта 2021 г. № 50 утвержден перечень учреждений образования, определенных пунктами проведения централизованного тестирования и пунктами регистрации для прохождения централизованного тестирования в 2021 г.

Регион

Пункты регистрации на ЦТ

Брестская область

4 учреждения высшего образования

Витебская область

3 учреждения высшего образования;

1 учреждение среднего специального образования

Гомельская область

5 учреждений высшего образования;

1 учреждение среднего специального образования

Гродненская область

2 учреждения высшего образования;

2 учреждения среднего специального образования

Минская область

3 учреждения среднего специального образования

Могилевская область

4 учреждения высшего образования;

3 учреждения среднего специального образования

г. Минск

13 учреждений высшего

ИТОГО

41 учреждение образования

Пунктами регистрации для прохождения централизованного тестирования в резервные дни являются:

– Белорусский государственный университет;

– Белорусско-Российский университет;

– Брестский государственный технический университет;

– Витебский государственный технологический университет;

– Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого;

– Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.

Необходимо отметить, что во всех пунктах регистрации на ЦТ имеется достаточное количество свободных мест для участия в ЦТ по всем учебным предметам. Вся необходимая информация по этому вопросу размещена и оперативно обновляется на сайте РИКЗ.

2.5. Минимальные проходные баллы по результатам централизованного тестирования

Постановлением Министерства образования №16 от 03.03.2020 г. «Об определении отметок, приравниваемых к неудовлетворительным» определены неудовлетворительные баллы по результатам централизованного тестирования. Пороговые значения не изменяются с 2019 года.

Соответственно, приемные комиссии университетов и колледжей будут принимать сертификаты ЦТ со следующими баллами:

– от 10 баллов по русскому или белорусскому языкам (для будущих филологов – от 25);

– от 20 баллов по математике, физике, химии и биологии;

– от 25 баллов по истории, обществоведению, географии, иностранным языкам;

– от 10 баллов по математике, физике, химии, биологии, если это второй профильный предмет;

– от 15 баллов по истории, обществоведению, географии, иностранным языкам, если это второй профильный предмет.

2.6. Организация проведения централизованного тестирования

В текущем году в рамках проведения централизованного тестирования в учреждениях образования и в рамках вступительной кампании предусмотрены меры по выполнению решений областных исполнительных (Минского городского) комитетов о соблюдении масочного режима, в связи с чем абитуриентам рекомендуется иметь с собой маски либо их можно приобрести в учреждении. Увеличено количество аудиторий для проведения ЦТ, соблюдены требования увеличения дистанции между абитуриентами, дополнительная санитарная обработка и проветривание таких помещений, обеспечение абитуриентам возможности для санитарной обработки рук и т.д.

3. Структура подготовки, новые специальности, по которым будет осуществляться набор в УВО, УССО и УПТО в 2021 г.

3.1. В учреждениях высшего образования.

Необходимо отметить изменение в структуре подготовки по данному уровню: увеличен прием за счет средств бюджета по медицинским специальностям (на 160 мест), увеличение приема абитуриентов также планируется по таким профилям образования как «Педагогика», «Архитектура и строительство», сокращен прием на ІТ и некоторые технические специальности на платной основе.

В 2021 набор будет осуществляться по 15 новым специальностям, в том числе по 4 новым для страны в целом специальностям:

Белорусский национальный технический университет – по специальности Промышленный дизайн транспортных средств; производственного оборудования (квалификация: Инженер-дизайнер);

Белорусский государственный университет – Регионоведение (квалификация: Регионовед), Экономическая безопасность (квалификация: Экономист);

Белорусская государственная академия авиации – Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации (квалификация: Специалист по летной эксплуатации гражданских судов. Инженер-пилот).

3.2. В учреждениях среднего специального образования.

Объемы и структура контрольных цифр приема в 2021 г. в дневной сформировано на уровне плана приема 2020 года с корректировкой структуры приема для подготовки специалистов по востребованным экономикой специальностей, в том числе для высокотехнологичных производств, за счет средств бюджета. В тоже время на платной основе сокращены объемы подготовки, в том числе по экономическим специальностям и специальностям IT-сферы. Увеличение приема абитуриентов планируется по таким профилям образования как «Педагогика», «Искусство и дизайн», «Техника и технология», «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство», «Архитектура и строительство», «Общественное питание. Бытовое обслуживание», сокращение приема – по профилю «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства».

Совершенствуется структура подготовки кадров со средним специальным образованием. В 2021 году в учреждении образования «Белорусская государственная академия связи» впервые будет осуществляться прием по новой специальности «Информационные кабельные сети» для данного уровня образования. Более 30 учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, расширили перечь специальностей, по которым будут вести подготовку.

3.3. В учреждениях профессионально-технического образования в структуре приема предполагается сохранить тенденции прошлых лет: специальности реального сектора экономики составят почти 75 процентов. В целях гибкого реагирования на изменяющуюся потребность региональных рынков труда ежегодно совершенствуется структура подготовки. В 2021 году планируется прекратить (приостановить) прием          по     150        невостребованным   профессиям   и   открыть   подготовку   по   13

новым для отдельных учреждений профтехобразования профессиям. При этом с учетом результатов трудоустройства выпускников и заявленной потребности предусматривается по отношению к факту приема 2020 года уменьшение по профилям образования «Искусство и дизайн», «Коммуникации. Право. Экономика, Управление», «Экономика и организация, производства». Увеличение приема планируется по профилям «Архитектура и строительство», «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство».

4. Сроки вступительной кампании 2021

На уровень высшего образования прием документов планируется начать с 20 июля и закончить на бюджете 26 июля, на платной основе –9 августа.

Внутренние вступительные испытания в вузе продляться с 27 июля по 4 августа. Зачисление на бюджет завершится 5 августа и на платной основе-11 августа. Обращаем внимание абитуриентов, что для некоторых сельскохозяйственных, творческих и силовых вузов установлены отдельные сроки.

Вступительная кампания в 2021 году на уровень среднего специального образования пройдет с 20 июля по 18 августа.

Прием документов на основе общего базового образования будет осуществляться

за счет средств бюджета – с 20 июля по 3 августа;

на платной основе – с 20 июля по 14 августа (от абитуриентов, которые будут сдавать вступительные испытания по специальности – по 3 августа).

Вступительные испытания пройдут с 4 по 8 августа, зачисление на обучение за счет средств бюджета – по 10 августа, на платной основе – по 16 августа.

Прием документов на основе общего среднего образования (профессионально-технического с общим средним образованием) будет осуществляться:

за счет средств бюджета – с 20 июля по 12 августа;

на платной основе – с 20 июля по 17 августа (от абитуриентов, которые будут сдавать вступительные испытания по специальности – по 12 августа).

Вступительные испытания пройдут с 13 по 15 августа, зачисление на обучение за счет средств бюджета – по 16 августа, на платной основе – по 18 августа.

Прием документов от желающих получить среднее специальное образование в очной (вечерней) или заочной форме за счет средств бюджета или на платной основе по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта - с 1 октября по 30 ноября.

Вступительные испытания пройдут с 1 по 5 декабря, зачисление – по 10 декабря.

Вступительная кампания в 2021 году на уровень профессионально-технического образования пройдет с 15 июня по 25 августа.

Прием документов начинается 15 июня и заканчивается 20 августа.

Внутренние вступительные испытания продлятся по 24 августа. Зачисление завершится 25 августа.


05.05.2021

Как правильно выбрать учебный центр для подготовки к ЦТ

Хорошо подготовиться к сдаче ЦТ удаётся не всем. Как показывает практика, выпускники совершают одни и те же ошибки: надеются на собственные силы и не учитывают особенности централизованного тестирования. Школьная оценка почти всегда не соответствует баллу на ЦТ. А последние новшества в подсчёте баллов говорят лишь о том, что 40-50 баллов – это «совсем не о чём», с такими баллами не стоит рассчитывать даже на платную форму обучения. А получить балл на ЦТ больше 70 – это значит надо серьёзно и много потрудиться либо с репетитором, либо с классным преподавателем в авторитетном учебном центре.

С каждым годом репетиторов и частных учебных центров становится больше, потому что именно школа не додаёт тех знаний, которые нужны на ЦТ. Очень повезёт, если найдётся компетентный настоящий репетитор, который знает своё дело: сумеет найти индивидуальный подход для стимулирования познавательной деятельности, будет готовить задания для конкретного ученика и т.п. Но такой репетитор и стоит немалых денег.

Поэтому для большинства выпускников и их родителей надо правильно выбрать учебный центр для качественной подготовки к ЦТ.

Во-первых, надо чётко сформулировать вопросы, которые будете задавать менеджерам учебных центров. Во-вторых, нужно составить лист ответов для дальнейшего анализа получаемой информации. Примерно такой:

1. Сколько лет работают курсы (учебный центр)?

Учебный центр №1 — 3 года
Учебный центр №2 — 2 года
Учебный центр №3 — 10 лет

Разумнее выбирать подготовительные курсы «со стажем»

2. Сколько человек в учебной группе?

Учебный центр №1 — от 7 до 10
Учебный центр №2 — от 9 до 12
Учебный центр №3 — от 3 до 6

Чем больше человек в группе, тем дешевле обучение.
Заниматься в малокомплектных группах гораздо эффективнее

3. Кто преподаёт на подготовительных курсах?

Учебный центр №1 — бывшие школьные учителя, пенсионеры
Учебный центр №2 — действующие школьные учителя, репетиторы
Учебный центр №3 — преподаватели ВУЗов, лицеев

Преподаватели должны иметь опыт работы подготовки к ЦТ, это не должны быть вчерашние выпускники вуза. На сайте учебного центра обязательно указываются ФИО преподавателей, чтобы можно было найти о них информацию

4. Сколько часов в учебной программе?

Учебный центр №1 — 72 часа
Учебный центр №2 — 66 часов
Учебный центр №3 — 90 часов

Чем больше часов отведено на обучение, тем больше времени будет потрачено на отработку учебного материала

5. Формируются ли группы с учётом уровня знаний?

Учебный центр №1 — да
Учебный центр №2 — нет
Учебный центр №3 — да

Идеальный вариант, когда даже в малокомплектной группе занимаются ребята одного уровня. Учащимся с 8-10 баллами нечего делать в группе со средним баллом 5-6

Анализируя полученный лист ответов, можно сделать единственно правильный вывод: условный Учебный центр №3 подходит лучше всего для подготовки к ЦТ.

Шаг в будущее

А что должно насторожить абитуриента при выборе учебного центра?

Таких факторов несколько:

1. Как отмечала наша современная белорусская писательница Евгения Пастернак, сетевой маркетинг плохо совместим с качественным образованием. А большинство «образованцев» скажут, что и вовсе не совместим. «Потому что деньги при таком методе продаж получают не педагоги, а менеджеры. Поэтому, если вас собрали в актовом зале и показывают часовую презентацию о том, в какой прекрасный центр вы попали, уходите сразу. Вам вслед будут кричать, что сегодня последний день скидок. И только для вас на тридцать процентов дешевле, а если вы приведёте друга, то на пятьдесят». Снимайте лапшу с ушей, не ведитесь на дешёвые приёмы продаж!

2. Некоторые рекламные объявления гласят: «Поступление гарантировано», «Научим сдать ЦТ на отлично». А как же сейчас много навязчивой рекламы в интернете, баннеры выскакивают при посещении любого сайта! Каждый хочется подстраховаться и быть уверенным, что деньги будут потрачены не зря. Давайте разберёмся, что происходит на самом деле? А на самом деле, как говорилось ранее, подготовительные курсы с безупречной репутацией не нуждаются в навязчивой рекламе, информация о них всегда есть в интернете и она передаётся «из уст в уста», от поколения к поколению. Лишь один пример: на подготовительных курсах лицея БГУ и без рекламы уже через неделю с момента набора нет свободных мест. Поэтому навязчивая кричащая реклама говорит лишь о том, что цель курсов – заработать менеджерам, а не помочь слушателям курсов. И это слишком очевидно. Лучше воспользуйтесь поиском по форумам, блогам, соцсетям и почитайте не только рекламу — это очень поможет понять что к чему!

3. Обещание несбыточного. «Результат на ЦТ от 70 баллов». «Весь курс математики за 8 занятий». Здравомыслящему человеку понятно, что это нереально! Здесь уместно снова процитировать Е.Пастернак: «За восемь занятий вам дадут некий опорный конспект. А потом нужна будет серьёзная самостоятельная работа. Ваш ребёнок готов заниматься самостоятельно?». Как можно гарантировать и обещать поступление в ВУЗ? А если база знаний учащегося низкая, а если способности гуманитарного склада мышления не позволяют на высоком уровне освоить физику, математику? А элементарная ленность ребёнка? – риторические вопросы.

Следует отметить ещё несколько немаловажных факторов выбора учебного центра (подготовительных курсов). В программах подготовки «сильных» учебных центров есть возможность получить консультацию психолога-профориентолога, который проведёт с Вами профдиагностическую работу (выявит у Вас склонности и способности к тому или иному виду профессии, т.е. поможет с выбором профиля для поступления на ту или иную специальность ВУЗа). Это хорошо помогает сориентироваться в многообразии профессий и специальностей и соизмерить с ними свои способности.

Автор: Шарпио Жанна Густавовна (Учебный центр «Шаг в будущее», БГУ).


ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ

01.05.2021

Многие хотят пройти тест на темперамент при выборе профессии. Так ли это необходимо? Давайте попробуем разобраться, зависит ли успешное выполнение той или иной профессиональной деятельности от свойств темперамента. 





Вы замечали, что на одну и ту же ситуацию люди  могут реагировать по-разному? Обратите внимание, как ведут себя люди в ситуации ожидания. Кто-то спокойно стоит и ждёт, кто-то нервно  ходит взад-вперед, а кто- то начинает ругаться по малейшему поводу.  
«Такой характер» — скажет кто-то. И будет не совсем прав. За нашу манеру поведения в состоянии неопределенности отвечает вовсе не характер,  а темперамент.

К слову сказать,  путаница в терминах «темперамент» и «характер» существовала и в психологии. Некоторые психологи отождествляли эти два понятия, отбрасывая высокие социальные качества и сводя личность лишь к биологическим особенностям. Некоторые – противопоставляли, считая, что развитие личности  совершается по пути подавления темперамента характером. Третьи рассматривали темперамент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера, как изменяющейся категории.

Все эти представления объединяло одно неприятное обстоятельство: они не могли объяснить генетическую связь темперамента и характера. Не было основы для четкого понимания протекания этих процессов. Во всех случаях темперамент сводился к силе и быстроте чувств. В действительности же, как мы можем наблюдать, темперамент сказывается не только на динамике протекания эмоциональных процессов, но и в других процессах деятельности человека – мыслительном, волевом и в восприятии информации, он как бы «пронизывает» все стороны психики человека.


Научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесию между ними.


Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: проявление сильного уравновешенного быстрого типа нервной деятельности соответствует сангвиническому темпераменту. 


Особенности нервной деятельности сильного уравновешенного медленного типа — это физиологическая основа у людей флегматического темперамента. 


Сильный неуравновешенный тип нервной деятельности соответствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.
                   


Итак, что же такое темперамент?

Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.  Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая  индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни.

В отличие от собак человек может осознавать свои качества и с ними работать.  Имея любой темперамент, можно развить все социально желательные свойства личности. Нельзя одни типы темперамента оценивать положительно, другие отрицательно. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.


Если опираться на сильные стороны, то у холерика легче, чем у флегматика, выработать быстроту и энергию действий, зато у флегматика легче, чем у холерика, выработать выдержку и хладнокровие. Живость и отзывчивость сангвиника, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика, энергия холерика, глубина и устойчивость чувств меланхолика — все это примеры ценных качеств различных темпераментов.

Вместе с тем, при отсутствии работы над собой, у человека с  любым темпераментом имеется опасность развития нежелательных свойств личности. В определенных условиях сангвинический темперамент может привести к склонности «разбрасываться»; флегматический — может обусловить некоторую вялость, безучастность к окружающему; холерический темперамент может сделать человека несдержанным, взрывным и резким; при наличии черт меланхолического темперамента может выработаться наклонность целиком погружаться в собственные переживания, чрезмерная замкнутость. 

Успешность человека в деятельности зависит не от его темперамента, а от черт характера,  способностей, знаний, навыков и направленности личности.


 «Всякий человек есть творец своей судьбы» – эти слова Саллюстия не вредно запомнить.

Некоторые профессии требуют определенных свойств темперамента, и их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к перегрузкам и разочарованию. Поэтому необходимо знать свой ведущий тип темперамента и учитывать его при выборе профессии. 
Противопоказания имеют большой вес. Есть вещи терпеть которые Вы будете не в состоянии. Например если у Вас зубы сводит от монотонной работы, то работа на конвейере, или бухгалтером Вам противопоказана. Если вы медлительны и имеете флегматичный тип темперамента, то работа требующая принятия быстрых решений и частой смены обстановки не для Вас. Вам будет трудно работать страховым агентом, менеджером по продажам или тренером и т.д.

Психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их

абсолютной или относительной профпригодности.Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-й группе — группе профессий с абсолютной профпригодностью (профессии 1-го типа). Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-й группе профессий, требующей относительной профпригодности (профессии 2-го типа). Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии.

Как определить востребованность профессии на рынке труда???

22.05.2021

Если представить проблему выбора профессии в виде задачи, то для ее решения понадобятся четыре действия:

1. Определить свое ХОЧУ (интересы, склонности);
2. Определить свое МОГУ (способности, личностные особенности, противопоказания);
3. Определить НАДО профессии (исследовать спрос на рынке труда);
4. Совместить эти три компонента для выбора профессии. См. рис.1


Оставим в стороне первые два компонента и поговорим сегодня о спросе на профессию на рынке труда, то за что хорошо платят.


Где можно посмотреть эту самую востребованность? С чего начинать?



В сегодняшней статье мы подробно разберем алгоритм исследования спроса на профессию на рынке труда. Для начала рассмотрим наиболее популярные сайты по поиску работы, на которых можно посмотреть вакансии.

Сайт https://jobs.tut.by/

Совместный проект компании «Тут бай медиа» и компании «HeadHunter». Он является самым популярным работным сайтом в Беларуси и имеет самую большую базу вакансий и резюме.



Для того, чтобы проанализировать количество вакансий нужно зайти на вкладку КОМПАНИИ – Работа по профессиям.

        Сайт https://praca.by/Является очень популярным среди соискателей и работодателей Беларуси, а недавно проведенная масштабная рекламная компания в СМИ, поддержанная наружной рекламой, сделала проект известным брендом.


          Сайт https://rabota.by/Самый демократичный сайт в Беларуси. Популярность данного ресурса очень быстро растет.


       Сайт https://belmeta.com/Сделан по принципу поисковой системы – собирает информацию о вакансиях с других работных сайтов и выдают ее посетителям по запросам.


          Сайт https://by.jooble.org


Здесь можно подписаться на рассылку и получать рассылку вакансии по Вашим запросам с более чем 370 сайтов о работе.




Сайт http://www.belta.by 


Здесь Министерство труда и социальной защиты ежегодно публикует список наиболее и наименее востребованных профессий на рынке в Беларуси. Ниже Вы можете ознакомиться со статистикой  по состоянию на 01 июня 2017 г.




Бывает так, что профессии, которые были востребованы 5 лет назад, сегодня могут оказаться ненужными и низкооплачиваемыми. Предсказать такие изменения нелегко даже профессионалам. В 2005 году эксперты-аналитики предсказывали, что в топ-10 профессий к 2015 году попадут специалисты в области нанотехнологий и космические рабочие.Давайте проверим их прогноз. Для этого зайдем на вышеуказанные  сайты по поиску работы и проанализируем список вакансий. Среди них вышеуказанные профессии отсутствуют.

Как же в таком случае не ошибиться с выбором профессии?


Можно обратиться к уникальному образовательному ресурсу бизнес-школе Сколково.


Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ  и «Московская школа управления СКОЛКОВО» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий» -  альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет Вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.В этом проекте приняли участие почти 2500 экспертов, как из России, так и из-за рубежа. Ими были спрогнозированы востребованные профессии по 19 отраслям экономики.Вот как выглядит описание профессий будущего из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года: 


Здесь же проанализированы причины устаревания профессий и приведен список профессий, который в скором будущем исчезнут.

Бурное развитие технологий заметно влияет на исчезновение и появление новых профессий. Если спросить старшее поколение, что для них значит «работать», то ответом, скорее всего, будет занятие определенным видом деятельности в определенном месте. Действительно, еще совсем недавно действительно для получения трудового стажа нужно было присутствовать на рабочем месте по 8 рабочих часов, то сейчас все больше молодых специалистов предпочитают удаленную работу по своему режиму и графику труда.


Если несколько десятилетий назад не было массовой занятости в IT- сфере, то сегодня есть множество специалистов, хорошо зарабатывающих в сети Интернет. Причем в то время, когда некоторые из них учились, например, в ВУЗе, ни они сами, ни их преподаватели не знали ни будущих принципов функционирования Интернета, ни способов заработка в нем.


Этот примеры говорят о том, насколько важно в современном мире следить за текущими тенденциями не только в своей стране, но и за рубежом и быстро самостоятельно обучаться  всему новому. Ведь программы учебных заведений меняются значительно медленнее, чем реальная жизнь.


Поэтому чтобы не остаться без трудоустройства  при выборе профессии лучше всего ориентироваться на такое образование, которое не сузит возможности на рынке труда, а, наоборот, позволит вовремя скорректировать специализацию. На рынке постоянно будет наблюдаться появление новых профессий, и переучиваться в течение жизни многим придется по несколько раз.


На какие  изменения в обществе необходимо в первую очередь обратить внимание уже сегодня.


Продажа товаров все более уверенно перемещается в сеть Интернет. Разработаны различные платежные системы, позволяющие совершать оплату удаленно, не выходя их дома. Проще стало отследить передвижение товара после его покупки.

Все больше услуг проводится через Интернет. Возможность общения по скайпу и другим мессенджерам позволяют проводить консультации и обучение онлайн не выходя из дома. Отпадает необходимость в найме офисных помещений.

Автоматизация процессов, скорее всего, приведет к исчезновению ряда специальностей или к значительному сокращению занятых в них. Предполагаем, что это коснется бухгалтеров, экономистов, операторов расчетных центров, водителей, кассиров и т.д.

В мире стали активнее использоваться роботы.

Сельское хозяйство становится все более высокотехнологичным.

Распространилась 3d-печать.

Медицина освоила создание искусственных человеческих органов и новые способы диагностики, основанные на анализе больших объемов данных.

Конечно, это лишь ничтожная  доля случившихся изменений. Но давайте рассмотрим, какие новые профессии уже стали востребованными на рынке труда, на фоне этих изменений.


1.       Интернет-коуч
2.      Дизайнер 3d-продукции
3.      Эксперт по интернет-безопасности данных
4.      Интернет-программист
5.      Дизайнер сайтов
6.      SEO-специалист
7.      Специалист по онлайн продажам
8.      Разработчик кибрпротезов
9.      Агроэколог
10.   Блогер
11.    Специалист по обслуживанию робототехники
12.   Разработчик онлайн игр
13.   Специалист по интернет-маркетингу
14.   Копирайтер.
15.   SMM-менеджер

И сегодня таким трудом уже возможно хорошо заработать.

Создание новой профессии зачастую происходит стихийно, по некоторым специальностям трудно найти программы в аккредитованных государством учебных заведениях. Поэтому освоение новых профессий, таких, как специалист по онлайн-продажам, интернет-коуч, копирайтер, блогер  и др. задача самого работника.

Сейчас, например,  прогнозируют спрос на специалистов по дизайну человеческого тела и управляющих аккаунтами клиентов в социальных сетях. Как получить новую профессию такого типа сегодня, мы, наверное, затруднимся ответить.

По мнению некоторых исследователей, более половины сегодняшних школьников будут специалистами в сферах, о которых мы сегодня практически ничего не знаем. В мире новых профессий, очевидно, будет много интересного и неожиданного уже в ближайшие десятилетия.

Во всем мире идет тенденция к увеличению числа людей, получающих постдипломное образование — специалисты становятся более мобильными и открытыми новым знаниям, постоянно проходят курсы повышения квалификации и переподготовки.

Необходимо помнить, что в  будущем специалистам нужно будет все чаще пополнять запас своих личных компетенций, получать новые знания и  навыки, которые будут актуальны и востребованы в стремительно развивающемся мире. Среди прогнозируемых специальных навыков преобладают такие, которые будут необходимы во многих профессиях:

1. системное мышление
2. экологическое мышление
3. программирование/ робототехника/ искусственный интеллект
4. работа в условиях неопределенности
5. коммуникативные способности
6. клиентоориентированность и работа с людьми
7. управление проектами
8. знание иностранных языков, прежде всего английского.

 


                                                                               

 

Адрес: 220125, Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 22
Телефон: +375 (17) 357 55 21 приемная
Регистрационное свидетельство № 1141001022 от 28 июля 2010

 

Обучать — значит вдвойне учиться. (Жубер Ж.)