РусскийБеларускi

 

Главная

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

 

ПАМЯТКА по внедрению правил САМООЦЕНКИ и технологии оценивания

(экспериментальный материал)

       1. Совместная выработка порядка оценивания.(этот пункт оправдан только если внедрение технолоиги осуществляется не в 1-м классе)

  • 1 шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики – как лучше, чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие»? «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?» и т.д.
  • 2 шаг.По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4-х основных и 2-х дополнительных пунктов:
    1. В чем заключалось задание?
    2. Удалось получить результат?
    3. Полностью правильно или с ошибкой?
    4. Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса)
    5. По каким признакам мы различаем отметки?
    6. Какую сам выставляешь себе отметку??
Вопросы для онализаОпыт образовательного учреждения
Какие положительные изменения принесла реализация этого шага 1) – Совместная выработка….). Развитие умения организовать свою деятельность ( работа по алгоритму), формирование адекватной самооценки учащихся.
Какие трудности возникали при реализации этого шага? -
Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей). -

      2. Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание

  • 1 шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.
  • 2 шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания.
  • 3 шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников, ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).

Вопросы для онализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Дети самостоятельно и быстро оценивают результат своего труда, запоминают выставленную отметку, учатся видеть собственные ошибки, видят причинно-следственные связи: ошибка – оценка. Как следствие, становятся более внимательными.
Какие трудности возникали при реализации этого шага? Выбор эталона оценивания.
Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей). При подготовке этапа урока с использованием самооценки продумать демонстрацию образца для сравнения работ учащихся с эталоном.

       3. Действия при выработке у учеников умения самооценки.

  • 1 шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).
  • 2 шаг. После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
  • 3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно 1-2 эпизодов на урок, но, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
  • 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
  • 5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Вопросы для онализаОпыт образовательного учреждения
Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Дети самостоятельно и быстро оценивают результат своего труда, запоминают выставленную отметку, учатся видеть собственные ошибки, видят причинно-следственные связи: ошибка – оценка. Как следствие, становятся более внимательными.
Какие трудности возникали при реализации этого шага? Выбор эталона оценивания.
Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей). При подготовке этапа урока с использованием самооценки продумать демонстрацию образца для сравнения работ учащихся с эталоном.

        4. Действия при сформированном умении самооценки.

  • 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
  • 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».
    • Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. ИЛИ
    • Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции
  • 3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.
    • Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.ИЛИ
    • Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценке, а авторитарное решение учителя – нет!

Вопросы для онализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Отсутствие разногласий у учителя и ученика при выставлении отметки
Какие трудности возникали при реализации этого шага? Первичный опыт самооценивания не позволял отдельным ученикам ставить себе объективные отметки.
Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей). Четко обозначить ученикам признаки отметок, возможно оформить демонстрационый материал по критериям выставления отметок.

 


                                                 

 

Адрес: 220125, Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 22
Телефон: +375 (17) 286 55 21 приемная
Электронная почта: sch202@minsk.edu.by
Регистрационное свидетельство № 1141001022 от 28 июля 2010

 

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький.(Конфуций)