Памер шрыфту

A- A+

Iнтэрвал памiж лiтарамі

Каляровая схема

A A A A

Дадаткова

 Версія для людзей са слабым зрокам
 Звычайная версія
Настройкі

 

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

 

 

Вопрос: "Чем отличаются друг от друга формы устройства ребенка в семью?"

Ответ специалиста.

Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление, которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновление – основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.


Опека – тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей.


Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется «Примерным положением о детском доме семейного типа». ДДСТ создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 8 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условиях для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж.


Приемная семья – относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей, создание и деятельность которой регламентируется «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.10.1999 г. Согласно этим документам, семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до восьми детей. Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приемного родителя (возможно совмещение должности приемного родителя с другой работой). Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей, в этом случае возможны только опека или усыновление.

Вопрос: "Что такое замещающие семьи?"

Ответ специалиста.

Замещающие семьи – не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Вопрос: "Кто может быть замещающими родителями?"

Ответ специалиста.

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, в судебном порядке лишенные родительских прав или ограниченных в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

Вопрос: "Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?"

Ответ специалиста.

На воспитание под опеку, в приемную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

  •  дети, родители которых умерли;
  •  дети, родители которых неизвестны;
  •  дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
  •  дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
  •  дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • дали согласие на усыновление ребенка;
  • признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
  • неизвестны.

Вопрос: "Сколько детей можно взять на воспитание?"

Ответ специалиста.

Количество приемных детей зависит от формы устройства ребенка. Это может быть 1-4 ребенка в случае установления опеки или создания приемной семьи, 5-8 – в детском доме семейного типа. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

Вопрос: "Как оплачивается труд приёмного родителя?"

Ответ специалиста.

Между управлением образования и гражданином заключается трудовой договор, согласно которому человек принимается на работу приемным родителем, получает заработную плату эквивалентную заработной плате педагога второй квалификационной категории. Приёмный родитель также имеет право на оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Вопрос: "Где находятся воспитанники во время отпуска приёмного родителя?"

Ответ специалиста.

На время отпуска приёмного родителя воспитанники могут находиться в детских оздоровительных летних лагерях, помещаться в приют или другие приёмные семьи.

Вопрос: "Какое материальное обеспечение воспитанников в приёмных семьях и детских домах семейного типа?"

Ответ специалиста.

На каждого воспитанника выплачивается ежемесячное пособие в размере, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер пособия изменяется с учетом роста цена на товары и услуги.

Вопрос: "На какой срок заключается договор о передаче детей на воспитание, и в каком случае его можно расторгнуть досрочно?"

Ответ специалиста.

Возможно заключение договора на срок от одного месяца до нескольких лет вплоть до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.
Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приёмных родителей при наличии уважительной причины (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, конфликтных взаимоотношений с воспитанниками и т.д.), или по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для несовершеннолетних.

Вопрос: "Можем ли мы сами выбрать/подыскать ребенка в приёмную семью или детский дом семейного типа?"

Ответ специалиста.

В соответствии со ст.170 Кодекса о браке и семье подбор детей для передачи в приёмную семью или детский дом семейного типа осуществляют органы опеки и попечительства. При обращении с вопросом о создании приёмной семьи или детского дома семейного типа вы имеете право выразить свои предпочтения при выборе ребенка: пол, возраст, состояние здоровья. Однако стоит помнить, что приёмный родитель – это лицо, принятое на работу, и с кем вам работать определяет наниматель.

Вопрос: "Какие документы должны представить лица, желающие взять на воспитание ребёнка?"

Ответ специалиста.

Лица, желающие взять на воспитание детей, подают в орган опе­ки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой об этом. Для каждой формы устройства существует определенная форма заявления, с которой специалист отдела образования ознакомит кан­дидатов.

К заявлению должны быть приложены:

— справка с места работы с указанием занимаемой должности или выполняемой работы и размера заработной платы либо копия декла­рации о доходах, заверенная в установленном порядке;

— документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), жела­ющего взять ребёнка (детей) в семью (копия лицевого счета с места жительства для нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда, либо документ, подтверждающий право собствен­ности на жилое помещение);

— копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

— медицинская справка установленной формы о состоянии здо­ровья лица (лиц), желающего взять ребёнка на воспитание в семью;

— согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании замещающей семьи.

Лицо, обращающееся по вопросу приёма ребёнка на воспитание, должно предъявить паспорт.

Лица, желающие усыновить ребёнка, кроме вышеперечисленных документов представляют справку об отсутствии судимости за умыш­ленные преступления и характеристику с места работы.

Вопрос: "При каких заболеваниях кандидатов не разрешается передавать детей в семью?"

Ответ специалиста.

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения от 13 марта 2001 года № 14 нельзя передавать ребёнка лицам, у ко­торых:

1) хронические заболевания внутренних органов, нервной систе­мы, кожи, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

2) туберкулёз (активный и хронический) всех форм и локализа­ций у больных 1,2,5 групп диспансерного учёта;

3) злокачественные онкологические заболевания всех локализа­ций до снятия с диспансерного учёта;

4) наркомания, токсикомания; алкоголизм, злоупотребление ал­коголем, алкогольные психозы;

5) психические заболевания: шизофрения, маниакально-депрес­сивный психоз, эпилепсия и эпилептические психозы, деменция любо­го генеза, олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) неза­висимо от степени выраженности, психозы любого генеза (травмати­ческие, инфекционные, интоксикационные), последствия перенесён­ных органических заболеваний центральной нервной системы любо­го генеза с изменением личности и снижением интеллекта, расстрой­ства личности: шизоидное, параноидное (паранойяльное), возбуди­мое, мозаичное;

6) все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы.

Вопрос: "В каких ещё случаях кандидату может быть отказано в помещении в его семью ребёнка-сироты?"

Ответ специалиста.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, не передаются в семьи:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных су­дом в родительских правах;

— лиц, отстранённых от обязанностей опекуна, попечителя за не­надлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

— лиц, которые на момент обращения в органы опеки не имеют дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;

— лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жило­го помещения, отвечающего установленным санитарным и техничес­ким требованиям;

— лиц, имеющих судимость за умышленное преступление;

— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять ро­дительские права и обязанности;

— лиц, в отношении которых вынесено отрицательное решение о возможности принять ребёнка на воспитание.

Вопрос: "Каковы должны быть жилищные условия, чтобы принять на воспитание одного или нескольких детей? Предоставляется ли необходимое жилье в случае передачи на воспитание нескольких детей?"

Ответ специалиста.

На каждого ребёнка в семье должно быть не менее 7 кв. метров жилой площади. Ребёнку обязательно нужна собственная кровать, ме­сто для приготовления уроков, хранения личных вещей.

Как правило, местные органы власти не обеспечивают жильем граждан, принимающих на воспитание детей. Исключение составляют только детские дома семейного типа, при создании которых органы власти предоставляют жилье в соответствии с действующими санитар­ными нормами или расширяют имеющееся жилье. Однако следует по­мнить, что предоставленное жилье является ведомственным и должно быть освобождено после закрытия ДДСТ (если в отношении его не было принято других решений). За родителями-воспитателями сохра­няется право на ту жилую площадь, которой они располагали до со­здания ДДСТ, либо равноценную ей.

Вопрос: "Кто готовит заключение о возможности передачи ребёнка на воспитание в данную семью ?"

Ответ специалиста.

Специалисты районных, городских отделов образования, назна­ченные приказом по отделу образования ответственными за отбор и подготовку кандидатов в приёмные родители, родители-воспитатели, усыновители, опекуны (как правило, это психологи СПЦ, ЦКРОиР) проводят психологическое обследование кандидатов.

Заключение о психологической готовности к усыновлению готовит также Национальный центр усыновления Республики Беларусь и его представители в регионах.

На основании представленных документов, а также результатов медицинского обследования, обследования жилищно-бытовых усло­вий (при положительных результатах психологического обследова­ния), специалистами по охране детства отдела образования готовится заключение о возможности быть усыновителями, опекунами, приём­ными родителями или родителями-воспитателями. При условии поло­жительного заключения, кандидатам предоставляется возможность подбора ребёнка, оказывается помощь при подборе.

Вопрос: "Каких детей лучше брать в семью?"

Ответ специалиста.

Многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как само­го ребёнка, так и кандидатов в замещающие родители.

Если говорить о возрасте, то лучше всего брать на воспитание де­тей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов (исклю­чение составляют случаи опеки родных братьев и сестер). Кроме того, психологи советуют подбирать детей, которые младше родных детей (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребёнок становится союзником, которому придет­ся на правах старшего принимать участие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребёнка (младшему труднее обидеть старшего).

Чем раньше ребёнок будет помещён в семью, тем меньше ска­жутся на нем последствия сиротства. Однако в принятии ребёнка лю­бого возраста есть свои плюсы и минусы.

Ребёнок от 1 года до 3 лет

Плюсы:

— видны особенности внешности, можно оценить состояние здо­ровья, заметить патологии развития (если такие есть);

— ребёнок податлив внешним влияниям, можно эффективно вли­ять на развитие интеллекта и черт характера;

— ребенок, начинает говорить, речь своеобразная и забавная;

—          он много передвигается, интересуется окружающим миром.

Минусы:

— нужно много времени уделять уходу за ребёнком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время зани­мает подвижный и любознательный малыш;

— ребёнок подвержен различным заболеваниям, простудам, ‘ин­фекциям.

На развитии детей 1-3 лет, счастливо нашедших семью в этом возрасте, меньше всего сказываются последствия сиротства. Лишь иногда у некоторых детей остаются неясные воспоминания о про­шлом. Уже через год-два эти ребятишки ничем не отличаются от обычных, выросших в семьях.

Ребёнок от 3 до 7 лет

Плюсы:

— ребёнок уже самостоятелен и независим;

— можно определить отдельные черты характера, темперамент;

— проявляются его способности, склонности и интересы;

— он реже болеет;

— он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.

Минусы:

— он еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей;

— нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение де­тей этого возраста. Возможны проблемы со школьной успеваемостью из-за педагогической запущенности, неготовности к школе, неблаго­приятных условий раннего развития. Однако часто, будучи по успева­емости даже ниже среднего уровня, эти дети находят себя в рисова­нии, музыке, хореографии, труде или другой деятельности. Из них вы­растают прекрасные профессионалы в работе. А главное, копируя мо­дель замещающей семьи, они становятся хорошими супругами, забот­ливыми родителями, а значит — состоявшимися людьми.

Ребёнок от 7 до 12 лет

Плюсы:

— ребёнок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

— видны особенности характера, поведения, привычки, склоннос­ти, способности, уровень интеллекта;

— ребёнок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов на­звать родителем;

— ребёнок может оценить желание приёмных родителей заменить

ему родных.

       Минусы:

— трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, при­вычкам, чертам характера и принять его таким, как он есть;

— если что-то не нравится, ребёнок проявляет характер;

— нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, пони­мать, что ребёнок — продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет

Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложней, сколько необычней. Невоз­можно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привычных для вас вещей не знает подросток-сирота, а что познал такого, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому трудно представить искалеченный душевный мир этого чело­века, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым.

Уже трудно исправить многие черты характера и некоторые лич­ностные качества, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрасте. А главное — можно под­готовить детей к самостоятельной жизни, просто-напросто научив, как заварить чай, заштопать дырку, сходить в магазин, как тратить день­ги, объяснив, для чего, например, предназначена почта, и куда в слу­чае необходимости можно обратиться за помощью и защитой. Всё это становится возможным, если ребёнок хотя бы в этом возрасте найдёт семью, готовую ему помочь, даже если эта семья не станет для него полностью родной, а лишь даст возможность хоть теперь познать теп­ло семейного очага.

Обычно дети, попадающие в приёмные семьи, как правило, уди­вительно быстро развиваются. Одновременно с формированием чув­ства уверенности, с развитием межличностных отношений значитель­но улучшается их речь, расширяется кругозор. У некоторых детей на­блюдается такой быстрый скачок в развитии, которого не могли даже предполагать врачи и педагоги.

Вопрос: "Зачем нужно обучение усыновителей, приёмных родителей и родителей-воспитателей?"

Ответ специалиста.

Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставших­ся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт вос­питания своих родных детей (который может пригодиться лишь от­части). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количе­ство ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на роди­телях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки.

Цель обучения показать, в чем разница между воспитанием род­ных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам воз­можные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.

Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных слож­ностях, некоторые из кандидатов пересматривают свое решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обо­юдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты по­сле пройденного курса обучения смогли принять обоснованное реше­ние о своих возможностях принять ребёнка на воспитание.

Для приёмных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа, для которых воспитание принимаемых детей является, кроме всего прочего, работой, необходимо знать ее особенности.

 

Вопрос: "Как долго дети могут находиться в замещающей семье?"

Ответ специалиста.

Это зависит от формы устройства ребёнка.

Дети, определённые в детский дом семейного типа, находят­ся там до достижения совершеннолетия либо до окончания учебы и тру­доустройства. При желании родителей-воспитателей — и дольше, одна­ко отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей-воспитателей, воспитанник может быть ими усыновлён.

Продолжительность нахождения детей в приёмной семье зави­сит от сроков, на которые заключается трудовой договор с приёмны­ми родителями. Обычно в приёмной семье воспитанник живёт до окончания школы. После поступления в ПТУ или ССУЗ он переходит на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будет учиться. По обоюдному желанию приёмного родителя и приёмного ребёнка (с согласия органов опеки) возможны переход приёмной се­мьи в опекунскую или усыновление (удочерение).

Опека устанавливается до достижения ребёнком возраста 14 лет или до возвращения детей на воспитание родителям. С 14 лет опека пе­реходит в попечительство. В случае если ребёнку дается в установлен­ном законом порядке разрешение на брак до достижения совершенно­летия либо он решением местного исполнительного и распорядительно­го органа признается эмансипированным, попечительство прекращает­ся, и ребёнок приобретает полную дееспособность.

 


                                                                                 

 

Адрас: 220125, Беларусь, г. Мінск, вул. Гінтаўта, 22
Тэлефон: +375 (17) 357 55 21 прыёмная
Рэгістрацыйнае пасведчанне № 1141001022 ад 28 ліпеня 2010

 

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)